В борьбе с ценами

Сен 17 • Строительство • 669 Просмотров

Основные стройматериалы и конструкции, без которых не обойтись в строительстве, дорожают с завидной регулярностью. За последние несколько лет цены на рынке стройматериалов Петербурга и Ленобласти подскочили по разным позициям в 3-5, а то и в 10-12 раз. Это наиболее заметно в монопольных секторах рынка.

В структуре себестоимости строительства доля стройматериалов составляет около 70% (данные ССК «Союзпетрострой»). Поэтому их стремительное удорожание весьма ощутимо влияет на бизнес петербургских застройщиков.

Почему дорожают материалы

Самая расходная статья при производстве стройматериалов  это сырье. Затраты на него достигают 70% в себестоимости продукции предприятий стройиндустрии (см. рис. 1).

Типовая структура себестоимости при производстве стройматериалов, %

876567
Данные аналитического центра ССК «Союзпетрострой»

Цены же на сырье в последние пять лет растут довольно высокими темпами, что объясняется монополизацией отраслей добывающей промышленности и систематическим повышением тарифов на железнодорожные перевозки.

На рост себестоимости производства стройматериалов существенно влияет также увеличение тарифов на энергоносители. В структуре себестоимости доля затрат на энергоносители нередко превышает среднестатистические 5% (см. рис. 1).

В некоторых энергоемких отраслях стройиндустрии, например при производстве стенового камня, она достигает 20%. Из-за возрастающей конкуренции предприятия  производители стройматериалов вынуждены больше средств вкладывать и в квалифицированную рабочую силу. Эта статья расходов также заметна в структуре себестоимости.

<Еще одна из причин роста цен на стройматериалы  наличие многочисленных фирм-посредников между изготовителями и потребителями продукции. На рынке стройиндустрии примерно 350 компаний реализуют отделочные материалы, 150 фирм торгуют стеновыми материалами, 170 предприятий поставляют лаки и краски, 220  дверные и оконные блоки, 45  изделия деревообрабатывающих производств, 75 фирм  сантехнику.

Нередко сеть посреднических организаций искусственно раздута. Это приводит к тому, что наценка перекупщиков достигает 30-40%.

… и насколько

В 1999-2002 годах стабильный рост цен на рынке стройматериалов наблюдался практически по всем основным позициям.

Наиболее заметно подорожало профильное строительное стекло. По данным Петербургского строительного центра, его средняя стоимость за четыре года увеличилась в 12,1 раза. Более чем в 6 раз за этот же период выросли цены на элементы фундаментов и битумы, в 4,2 раза ≈ на сортовую сталь и т.д. (см. табл. 1).

Рост цен на некоторые основные строительные материалы и конструкции за период с 1999 по 2002 год, разы
Таблица 1

Наименование продукции
Ценовая динамика
Стекло профильное строительное
12,1
Гравий
7,5
Битумы
6,2
Элементы фундаментов
6,1
Ригели, балки, прогоны
5,5
Рулонные кровельные материалы
5,1
Стальные электросварные трубы
4,8
Стальные водогазопроводные трубы
4,6
Арматура для монолитного железобетона
4,5
Чугунные трубы
4,3
Сортовая сталь
4,2
Бетонные бортовые камни
3,9
Профилированный настил
3,8
Цемент
3,7
Деревянные оконные блоки
3,2
Песок
3,1
Панели внутренних стен
2,9
Древесноволокнистые плиты
2,7
Краски
2,4
Лес круглый
2,2
Белила
2,2
Деревянные дверные блоки
2,1

Данные Петербургского строительного центра

Более умеренным было увеличение расценок на песок  в 3,1 раза, панели внутренних стен  в 2,9 раза, краски  в 2,4 раза, круглый лес  в 2,2 раза.

Стоимость некоторых материалов и конструкций возрастала скачкообразно, по другим ценовой рост был плавным. Например, по данным аналитического центра ССК «Союзпетрострой», резко подорожал щебень из природного камня марки М400 (см. табл. 2) ≈ с 92,7 руб. в 2000 году до 158,4 руб. за кубометр в 2002-м. То же можно сказать и о росте средней цены на сплошные плиты перекрытий.

Динамика цен на основные строительные материалы и конструкции, руб.
Таблица 2

Наименование
2000 г.
2001 г.
2002 г.
Щебень из природного камня марки М400, кубометр
92,7
136
158,4
Бетон мелкозернистый песчаный кл. В22,5 М300, кубометр
724,9
854,35
1044
Кладочный цементно-известковый раствор М50, кубометр
539,6
594,25
767,8
Портландцемент бездобав. М400, тонна
451,5
554
795,3
Асфальтобетонная крупнозернистая смесь М1, тип А, тонна
816
862,6
1092
Плиты перекрытий сплошные, кубометр
1567,75
2058,8
2658,4
Блоки фундаментов, кубометр
1006,25
1240
1432,3

Данные аналитического центра ССК «Союзпетрострой»

Более плавно, но неуклонно повышалась стоимость готового кладочного раствора и бездобавочного портландцемента М400. Цены же на асфальтобетонную смесь в 2000 и 2001 годах различались незначительно и только в 2002 году резко подскочили до 1092 руб. за тонну.

Самый значительный рост цен характерен для монопольных секторов рынка строительных изделий и материалов, где уровень рентабельности колеблется от 50 до 100%. Речь идет о производстве сыпучих и вяжущих материалов (щебня, гравия и цемента), рулонных кровельных и стеновых материалов, металлических труб, битумов и др. В тех секторах, где конкуренция среди предприятий-производителей высока (изготовление лаков и красок, лесопиломатериалов), цены ведут себя скромнее.

Сейчас уровень рентабельности при производстве изделий стройиндустрии в среднем составляет 10-20%. Однако из-за нарастающей конкуренции в отрасли рентабельность некоторых производств начала снижаться. Например, для компаний, выпускающих асфальтобетон, этот показатель упал до 7%, что в дальнейшем будет сказываться на отпускных ценах.

Как победить цены

Производители и потребители стройматериалов не хотят мириться со стремительно растущими ценами. Они не выгодны ни изготовителю, ни покупателю-строителю.

Некоторые производители стройматериалов готовы поставлять сырье из других регионов. Например, АОЗТ «Бетомикс ЛО» частично закупает цемент в Белгороде. Но если возить издалека дешевое сырье, это чревато увеличением расходов на железнодорожные перевозки. Есть еще одна возможность снижения издержек: заключать долгосрочные ценовые соглашения с местными предприятиями, добывающими сырье. Это позволяет компаниям, изготавливающим стройматериалы, получать скидки на партию товара или приобретать сырье по фиксированным ценам в течение длительного периода. Однако такой вариант подходит только для предприятий, постоянно потребляющих сырье в крупных объемах.

Строительные компании, в свою очередь, также пытаются демпфировать рост цен на стройматериалы и конструкции. Они стремятся напрямую, минуя посреднические фирмы, выйти на производителя или делать крупнооптовые закупки необходимой продукции.

Некоторые строительные консорциумы создают у себя производство замкнутого цикла. Они запускают собственные предприятия, изготавливающие стройматериалы, что позволяет снизить стоимость изделий на 8-12%. Однако это под силу далеко не многим.

Действенный инструмент в борьбе с ростом цен ≈ мониторинг рынка стройматериалов. Чтобы не переплачивать перекупщикам, иногда целесообразно отказаться от так называемых комплексных закупок, когда в придачу к нужным материалам строителям навязывают изделия не первой необходимости по ценам, далеким от минимальных.

Помочь в поиске наиболее выгодных партнеров могла бы биржа стройматериалов. Однако основная часть продукции, к сожалению, не является биржевым товаром в силу своих специфических особенностей. Существует слишком много типов, видов и сортов изделий стройиндустрии.

И тем не менее за рубежом найден вариант создания такой биржи ≈ электронный. Снижение себестоимости строительства благодаря доступной информации о поставщиках стройматериалов и проведению электронных торгов достигает 10-20%.

В России подобные биржи пока еще не созданы. Однако в Петербурге в конце 2002 года была организована электронная строительная информационная система «Contraction on line», представляющая взаимосвязанные каталоги фирм и товаров. Каждая компания может объявить в этой системе тендер на поставку сырья или стройматериалов.

Мнения

Кирилл АНТОНЮК,
коммерческий директор ООО «Петромикс» (предприятие изготавливает строительные сухие смеси):

Чтобы поставить некоторый заслон росту цен на сырье, мы приобретаем его у постоянных партнеров и стараемся делать оптовые закупки. Это обеспечивает нам скидки.

Роман ЮРЬЕВ,
заместитель генерального директора ОАО «Победа/Knauf» (предприятие производит кирпич, стеновой камень и другие строительные изделия):

На себестоимость нашей продукции существенно влияют тарифы на энергоносители и железнодорожные перевозки, используемые для доставки сырья. Бороться с политикой государственных монополий, которые контролируют эти сектора экономики, невозможно.Поэтому рост цен на сырье и соответственно на стройматериалы запрограммирован. Хотя от компаний, включенных в рыночные механизмы, он не зависит. Производители не заинтересованы в повышении цен.

Владимир ЕРАНЦЕВ,
заместитель генерального директора строительной компании АОЗТ «Трест 47»:

Мы стараемся закупать наиболее дешевые стройматериалы. Но это не отражается на качестве наших работ. Просто мы выходим на прямые контакты с заводами-изготовителями.Металл, например, покупаем в Череповце, а дерево ≈ у новгородских и лодейнопольских предприятий, которые уже открыли в Петербурге свои торговые представительства. Жизнь заставляет нас переходить на прямые поставки стройматериалов. Однако ближние предприятия не всегда предлагают выгодные условия. К примеру, цементные монополисты постоянно накручивают стоимость продукции.

Приходится с этим мириться и брать по высоким ценам цемент Пикалевского завода, потому что поставки из Риги обойдутся еще дороже. Не имеет смысла везти цемент и из Архангельска ≈ слишком далеко. Казалось бы, прямо под боком у нас сланцевский цемент, но у него слишком низкое качество.

Александр ЖУРАВЛЕВ,
главный инженер строительной компании ЗАО «АСЭРП»:

Мы постоянно отслеживаем предложения на рынке стройматериалов, выбирая оптимальное соотношение «цена-качество».Приобретая большие оптовые партии, получаем скидки вплоть до 10%. Но долгосрочные договоры на поставку стройматериалов не заключаем. Наша экономика непредсказуема, поэтому зафиксировать цены на длительный период довольно сложно.

Они оговариваются только на партию поставляемой продукции. У нашего предприятия есть собственный автопарк, что позволяет экономить на доставке стройматериалов из других регионов.

Игорь КЛИЩЕНКО,
заместитель генерального директора строительной компании ООО «Профстрой»:

Наше предприятие не только выполняет общестроительные и отделочные работы, но и выпускает стеновые панели и перегородки, которые мы сами используем в строительстве. Частично замкнутый цикл производства применяется уже пять лет. Это приносит ощутимую экономию: 10% от стоимости продукции.

Владимир САМАРИН,
технический директор строительной компании АОЗТ «Трест 36»:

Мы выполняем функции заказчика и генподрядчика по гражданскому и промышленному строительству. Кроме того, у нас есть собственное производство железобетонных и столярных изделий. За счет этого компания выигрывает ровно тот уровень рентабельности, который закладывают для себя поставщики этих строительных конструкций (8-12%). В дальнейшем мы собираемся увеличить объемы производства, чтобы полностью удовлетворить свои потребности в этих материалах.

Сергей ПРОКОФЬЕВ,
руководитель проекта по созданию электронной строительной информационной системы компании ООО «Информационные бизнес-технологии»:

Электронная информационная система уже активно действует и пользуется популярностью. Ее адрес в Интернете: w w w . c o n o n . r u . Строительные компании и фирмы ≈ производители стройматериалов регистрируются на нашем сайте, размещают прайс-листы, условия тендеров. Информацию проверяет администрация системы.Затем данные могут рассылаться заинтересованным поставщикам и подрядчикам, те в ответ выставляют свои предложения. Сами коммерческие сделки в электронной сети пока не фиксируются. Но в системе зарегистрировано уже более 3 тысяч компаний. Около 80% из них ≈ предприятия Петербурга и Ленобласти, остальные фирмы из других регионов России.

Приток партнеров из разных субъектов РФ положительно влияет на расширение электронного рынка строительной продукции, который не терпит замкнутых систем. Популярность сайта растет. Число посещений увеличивается примерно на 10% в неделю. В среднем на сайт заходит около 300 уникальных посетителей в день. Сейчас в электронной информационной системе представлено более двух тысяч стройматериалов и конструкций.

Марина Кораблева

Комментарии закрыты.

« »