Неправильная аренда

Авг 12 • Круглый стол • 459 Просмотров

Операторы рынка жилой аренды предприняли очередную попытку установить единые правила работы. До сих пор у них это плохо получалось. Но рано или поздно нужно «цивилизоваться».

5635765На минувшей неделе в Ассоциации риэлтеров Петербурга (АРСПб) собрались руководители подразделений жилой аренды нескольких агентств недвижимости, чтобы попытаться выработать единый взгляд на наиболее серьезные проблемы бизнеса. Но самых крупных операторов — специализированных фирм — на встрече, как всегда, не было.

Жилая аренда до сих пор «плелась в хвосте» вторичного рынка. Риэлтеров всегда больше интересовали операции купли-продажи: отделы аренды приносят примерно в 10 раз меньше дохода, во многих компаниях они рассматриваются как «нагрузка» к основной деятельности.

До сих пор в этой сфере нет стандартов АРСПб, не выработан типовой договор, нет серьезных разработок по обучению и подготовке специалистов этого профиля. Агентства, специализирующиеся на аренде, не видят нужды вступать в профобъединения.

Сделки на этом рынке (особенно по недорогим объектам) стремительны, правовое регулирование — минимально. Эксклюзивные отношения между риэлтерской фирмой и клиентом продвигаются с огромным трудом: и арендатор, и арендодатель запросто переходят из одной фирмы в другую.

Одна из самых больных проблем — демпинг на услуги риэлтерских компаний. Многие фирмы разрешают агентам уменьшать комиссионный процент вполовину и более — ситуация, немыслимая в купле-продаже. Это ставит отделы аренды на грань рентабельности и серьезно тормозит развитие этого вида услуг.

Большую озабоченность операторов рынка аренды вызывает деятельность службы «Квартирный вопрос».

Нужны ли планки?

Елена ИСАЕНКО,
руководитель отдела аренды АН «Бекар»:

Все фирмы, выходящие на рынок, декларируют в качестве комиссионных 100% месячной арендной платы. Однако на практике это не всегда воплощается. Кто-то разрешает себе 20%-ные скидки, кто-то — 50- или даже 60%-ные. В результате страдают все. Может, хозяин квартиры должен оплачивать какую-то долю комиссионных, чтобы в сумме довести процент до ста?

Надежда ОСИПОВА,
начальник отдела аренды АН «Ината»:

Клиент должен понимать, что чем ниже комиссионные, тем халтурнее работа. Ни один агент не станет за $20 серьезно заниматься сделкой: лишний раз смотреть объект, проверять документы на квартиру, устанавливать подлинность паспорта арендатора и т.д.

Владимир БЕРДНИКОВ,
начальник отдела аренды «Русского Фонда Недвижимости»:

По квартирам стоимостью в несколько тысяч брать 100% арендной платы нереально. Наши услуги столько не стоят. Предлагаю разделить: до какой-то определенной суммы брать 100%, в следующем ценовом промежутке — чуть ниже и так далее.

Брать комиссионные с владельцев нам удается только по коттеджам. В пригородах народ не так разбалован бесплатностью услуг, как в самом Петербурге: там рынок еще на ранней стадии развития.

Елена ИСАЕНКО:

А я нормально беру положенные деньги и по самым дорогим квартирам. По правилам АРСПб фирма не имеет права делать скидку более 20%. «Бекар» подписался под этими стандартами. И я говорю клиенту, что просто не могу нарушать корпоративное соглашение. Но даже если по дорогим объектам мы не готовы требовать полный процент, давайте установим минимальную цифру.

Надежда ОСИПОВА:

Мне кажется, реальная цифра $1000.

Владимир БЕРДНИКОВ:

Я думаю, наиболее реальная цифра — $600. Скидку же в 20% разрешить в строго определенных обстоятельствах.

Галина ЛУКИНА,
ген. директор АН «Санкт-Петербург:

Бывают особые ситуации, когда нельзя применять столь жесткий подход…

Елена ИСАЕНКО:

То есть планку мы установить не можем…

Как вести бизнес?

Владимир БЕРДНИКОВ:

Мы работаем по дорогой недвижимости, и здесь у нас четкие правила. Показываем квартиру только после заключения договора, в котором прописаны комиссионные компании. Клиент не имеет права платить агенту — только через офис. Если не соблюдать этого правила, грамотный агент составит любой отчет, так что половина денег до агентства не дойдет.

Вадим ТКАЧЕНКО,
руководитель АН «Артек-недвижимость»:

Агентство не должно бросать клиентов после завершения сделки. Мы готовы предоставить любую юридическую помощь клиенту, если дело дойдет до суда — и это записано в договоре.

Елена ИСАЕНКО:

Наше агентство по каждой сделке выступает гарантом: на договоре арендатора с арендодателем мы ставим свою печать — как третьей стороны. И с этим договором клиент может в любое время прийти к нам и получить поддержку.

Владимир БЕРДНИКОВ:

Бывают случаи, когда нарушающих договор жильцов нужно выселять. Чтобы сэкономить время, приходится прибегать к «неюридическим» методам. Так что агенты должны знать местных участковых — это тоже входит в понятие качества услуги.

Я готов выделить деньги из бюджета своего отдела, чтобы разрабатывать единые правила работы на рынке и популяризировать их через СМИ — объясняя потенциальным клиентам, какие услуги следует считать качественными.

Бизнес без вопросов

Елена ИСАЕНКО:

Я считаю, что серьезно мешает нашему бизнесу служба «Квартирный вопрос». Многие хозяева квартир говорят: «Мы подали заявку в КВ», — и считают, что все их проблемы решены. Наша компания не работает с этой службой и активно борется — но другие риэлтеры от нее не отказываются…

Вадим ТКАЧЕНКО:

Многие из тех, кто подавал сведения в «Квартирный вопрос», больше вообще не хотят сдавать квартиру: им звонят в течение года, а то и дольше. Надо создавать альтернативное информационное пространство, подобное тому, что есть в Москве.

Надежда ОСИПОВА:

Все мы находимся в странных отношениях с КВ. У них нет перед нами, потребителями, никаких обязательств. Каждая вторая квартира, которая выставляется как будто «от хозяев», на самом деле идет через посредников. Сегодня мы задыхаемся без информации. И альтернативы КВ у нас нет: они подкупают оперативностью. Посуточно сдавать квартиру без «Вопроса» вообще немыслимо.

Владимир БЕРДНИКОВ:

Нужно создавать свое информационное поле. Но надо перекрыть возможность доступа туда «частников». Как это сделать — пока неясно. А чтобы бороться с «Квартирным вопросом», надо объединить рекламные ресурсы.

Дмитрий Сперанский

Комментарии закрыты.

« »