Латанье дыр не терпит суеты

Июл 14 • Строительство • 607 Просмотров

Грядущее трехсотлетие Петербурга  не только повод для масштабной реставрации памятников, но и самое время для повсеместного внедрения новых научных методик в восстановление парадного облика Северной столицы.

67568Больница Марии Магдалины. Бережная реставрация фасада помогла сохранить первозданный штукатурный слой.

В советские времена, стремясь реставрировать «числом поболее, ценою подешевле», для работ начали использовать цементные растворы и синтетические краски, что негативно повлияло на оригинальные старинные штукатурки.

Наследие социализма

«Иной раз непродуманная реставрация приносит не пользу, а вред. Исправить же содеянное весьма проблематично»,  считает главный специалист отдела диагностики НИИ «Спецпроектреставрация» Сергей Шадрин.

Например, одна уважаемая организация пять раз подряд восстанавливала фасад Пушкинского театра. За это время реставраторы заменили примерно половину уникальной штукатурки Росси на современный цементный раствор.

И теперь, когда вновь возникла необходимость в реставрации, невозможно удалить «цементную штукатурку», не разрушив кладку и не потеряв еще один фрагмент авторского материала. Выход один: оставить все как есть в надежде, что будущие поколения придумают, как можно исправить допущенную ошибку без особого вреда для здания.

При нынешней реставрации Константиновского дворца обнаружилось, что в отделке фасада широко применялся известковый туф.

Туф использовали как формообразующий материал, вырезая из него декоративные элементы и покрывая их тонким слоем известкового гипсового состава. Но после предыдущей грубой реставрации цементом известковый туф стал терять свои свойства и разрушаться, поэтому возникла проблема реставрации самого камня через укрепление его структуры.

Старинные рецепты

«Непреложное правило для реставратора  предварительное обследование здания. В его ходе определяют, какие методики применимы в данном конкретном случае,  считает Сергей Шадрин.  Проводя работы на петербургских памятниках, специалисты должны учитывать, что каждый исторический фасад представляет собой информационное поле, накапливающее историю объекта».

Оформление фасадов, их цветовая палитра менялись в соответствии с законами архитектурной моды (классицизм сменил барокко, а потом уступил позиции эклектике).

В XIХ веке косметический ремонт зданий был щадящим. Поэтому сейчас многое можно «прочитать», исследуя старые слои, формирующие фасады.

Например, на зданиях, построенных в XVIII веке,  Строгановском, Воронцовском дворцах, Смольном соборе  изначально применялись очень тонкие (0,5-1 см) пластичные штукатурные растворы.

Сверху такую штукатурку покрывали известковыми красками.

В ХIХ веке при перестройке и ремонте этих зданий использовали уже известково-гипсовые штукатурки, которые накладывали слоем до 2 см. Однако учитывая то, что нижний ≈ тонкий ≈ слой был более плотным, верхний слой становился рыхлее. Поверхность фасада покрывали известковыми красками, чтобы вся система работала органично.

В некоторых странах Западной Европы, например в Италии, федеральные памятники архитектуры нельзя покрывать никакими синтетическими красками.

Допустимо только использование силикатных систем и красочных известковых материалов. Итальянцы не стали бы красить Зимний дворец и Новый Эрмитаж дешевыми французскими красками, как это случилось у нас.

Обсуждать эту тему вслух в Петербурге не принято под предлогом политкорректности, но дарители могли бы расщедриться и на более подходящий материал для особо ценных российских объектов.

Новинки для старых стен

Однако за последнее время петербургскими реставраторами сделано многое, чтобы восстановительные работы на старинных фасадах действительно соответствовали термину «реставрация».

Строго проверяется совместимость новых материалов с оригинальными. Специалисты подбирают технологии, которые позволяли бы органически включить в работу и цемент, и оригинальную известковую штукатурку, чтобы разнородные материалы фасада были одинаково защищены.

Так, на здании больницы Марии Магдалины на Васильевском острове реставраторы очень аккуратно удалили слой синтетических красок. Оригинальную штукатурку, наложенную на фасад при строительстве, удалось сохранить на 90%. Это облегчило дальнейшую работу, сократив объемы штукатурных работ и позволив быстро окрасить фасад.

По словам Сергея Шадрина, такой подход, предполагающий максимальное сохранение оригинальных материалов и применение сходных с ними по составу известковых растворов, позволяет восстанавливать здания с большой бережностью.

В Петербурге уже появились фирмы, выпускающие известковые сухие штукатурные смеси, которые можно использовать при реставрации.

Медленно, но верно город переходит на применение силикатных, силиконовых и даже известковых систем при реставрации памятников. Преимущественно это краски зарубежных производителей  к примеру, Caparol, Alligator.

Как правило, на согласование методики реставрации, которая должна дать оптимальный результат, уходит не один месяц: в этом процессе участвуют специалисты КГИОП, технологи, подрядчики и поставщики красочных материалов.

Одним из первых примеров применения известковой краски стал особняк Румянцева на Английской набережной, отреставрированный компанией «Интарсия».

Мнения

Сергей Шадрин,
главный специалист отдела диагностики НИИ «Спецпроектреставрация»:

Реставратор должен применять только те материалы и технологии, которые минимально вмешиваются в структуру исторического объекта. Если это технически возможно, используемые материалы должны быть обратимыми, чтобы не препятствовать в будущем реставрационным работам.

Большинство реставрационных материалов проходит лабораторный контроль. Однако во время этих испытаний трудно предугадать, как повлияет на них окружающая среда. Поэтому особое внимание должно уделяться традиционным строительным материалам, прошедшим испытание временем, а также их аналогам.

Станислав Подпальный,
председатель совета НПО «Наука  строительству»:

Исторический облик Петербурга нужно восстанавливать комплексно. Не только перед ремонтом исторического здания, но и перед простой окраской его фасада необходимо сделать химический анализ старой краски, штукатурки, кирпича, чтобы определить возможность применения современных отделочных материалов и имплантантов.

Я считаю, что надо, обобщив рациональные технологии реставрации, опубликовать справочные материалы и рекомендации по тому, как можно обращаться с различными категориями фасадов исторических зданий.

В зависимости от того, какой строительный материал употреблялся при формировании фасада (кирпич или дерево), каков грунт на том месте, где расположено здание, и даже то, как оно ориентировано в пространстве (солнечная или теневая сторона), просчитывается срок жизни исторического объекта.

Людмила Голубец,
заместитель директора ООО «Ресан»:

Санирующие штукатурки  важнейший компонент защиты исторических зданий от влажности, солей и микроорганизмов. Тем не менее европейские комитеты по охране исторических памятников всегда осторожно относились к этому материалу.

Например, на нашем рынке появились так называемые известковые санирующие штукатурки. Их производители намеренно замалчивают то, что используемое в этом продукте связующее вещество не является гидратом белой извести, а представляет собой высокогидравлическую известь, из-за которой быстро разрушается отделка фасадов.

Кроме того, известковая штукатурка (независимо от наличия или отсутствия в ней добавок) плохо выдерживает непогоду, влажность и губительное воздействие солей. Сейчас уже созданы материалы, позволяющие добиться наилучшего результата в деле охраны памятников.

Например, существует технология изготовления санирующей штукатурки на основе портлендцемента, более схожей с известковой, чем с цементной. Принцип ее изготовления разработан германской фирмой EPASIT.

Эта санирующая штукатурка задерживает в своей пористой структуре соли, а влагу беспрепятственно пропускает в виде водяного пара. Она уже с успехом применялась при реставрации северной полуциркульной части Павловского дворца, зданий Центробанка на Введенском канале и консульства Великобритании.

Все реставрационные материалы должны проходить предварительные натурные испытания, особенно в условиях влажного климата. Например, в некоторых западноевропейских странах их наносят на поверхность, имитирующую влажную стену, выжидают определенное время и проверяют, как повел себя материал.

Александр Коротецкий,
заместитель генерального директора ООО «Интарсия»:

Мы проводим предварительные лабораторные исследования реставрационных материалов исключительно при помощи надежных фирм, рекомендованных КГИОП. Работаем только с добросовестными поставщиками, чьи сертификаты качества не вызывают сомнений.

Но в ближайшее время наша фирма сможет самостоятельно обеспечить себя высокосортными известковыми штукатурками. Мы получили возможность добывать качественную известь из карьеров, находящихся под Псковом. Она лучше любых аналогов, предлагаемых сегодня на рынке.

Дочернее предприятие «Интарсии»  фирма «Реставратор»  должно начать выпуск этой продукции в 2003 году.

Марина Кораблева

Комментарии закрыты.

« »