Кому поверит клиент?

Май 28 • Круглый стол • 534 Просмотров

67545675Страховщики плохо продвигают услуги титульного страхования на питерском рынке. Свободную нишу могут занять риэлтерские фирмы, гарантируя своими активами чистоту проводимых сделок. Доверие к страховым компаниям на рынке недвижимости могло бы вырасти, если широко разрекламировать случаи выплат гражданам страховок. Однако, по словам присутствовавших на встрече страховщиков, пока предмета для рекламы нет. Проблема страхования прав на недвижимость обсуждалась в ходе ‘круглого стола’, прошедшего в Ассоциации риэлтеров Петербурга (АРСПб). Поначалу событие выглядело как акция по продвижению страховых услуг через приглашенных журналистов городских изданий, с долгими экскурсами в историю и теорию страхового дела.

Не верят:

Проблемы рынка титульного страхования нешуточные: страхуются единичные сделки, и пока не понятно, как сделать эту услугу массовой. По мнению выступающих, люди не то чтобы не хотят страховать право собственности (титул) на приобретаемое жилье — многие просто толком не знают об этой услуге. А значительная часть осведомленных граждан предпочитает ограничиваться проверкой юридической чистоты жилья (через риэлтерские фирмы или те же страховые компании), полагая, что эти меры служат достаточной гарантией от возможных проблем. Страховщики в большинстве своем уповают на то, что сотрудники агентств недвижимости будут бесплатно продвигать информацию о страховых услугах. (Хотя по логике вещей это их бизнес, который они сами и должны рекламировать.) Пассивность рекламной политики страховых фирм объясняется тем, что титульное страхование компании воспринимают как побочный вид деятельности, приносящий доли процента от общего дохода. Но очевидно, что ‘кустарный’ способ информирования для потенциальных клиентов мало привлекателен. ‘Иногда клиент и готов бы застраховаться, спрашивает нас: а что будет, если при наступлении ‘случая Х’ страховщики откажутся платить? Отвечаем: подадите в суд… Со словом ‘суд’ всякое желание идти за страховкой у граждан отпадает’, — поделился опытом Александр Егонян, менеджер АН ‘Олимп-2000’. Доверие к страховым компаниям могло бы вырасти, если широко разрекламировать случаи выплат гражданам страховок.

Однако, по словам присутствовавших страховщиков, пока предмета для рекламы нет. Заместитель генерального директора ‘Первой титульной страховой компании’ Наталья Соколова рассказала, что в данный момент в суде слушаются три дела по застрахованным квартирам (напомним: наступлением страхового случая считается решение суда первой инстанции об изъятии жилья у владельца). Одно из них, по всей видимости, повлечет страховые выплаты. ‘Мы с нетерпением ждем первого страхового случая. Известно, что каждая выплата приводит в страховое агентство десятки новых клиентов’, — сказала Ольга Казакова, специалист компании ‘РЕСО-гарантия’. В ‘Русском мире’ пока зафиксирован лишь один случай выплаты ‘отступного’ истцу, чтобы он не судился с застрахованным компанией клиентом.

Подготовьте агенту почву

Руководство большинства риэлтерских фирм активно ратует за распространение титульного страхования на рынке. Они в этом заинтересованы. До сих пор клиент, если у него начинались судебные проблемы, первым делом предъявлял претензии к агентству недвижимости. Риэлтерские фирмы были бы не прочь переложить эту головную боль на страховые компании. Однако желание руководства наталкивается на сопротивление рядовых агентов: любое упоминание о каких-либо дополнительных выплатах осложняет их диалог с клиентом. ‘Готовить почву’ для агента могла бы согласованная рекламная стратегия страховых компаний. Возник на встрече и обычный для этой проблематики вопрос: а может ли агентство недвижимости брать на себя функции страховщиков и гарантировать ‘чистоту’ сделок своими активами. Президент АРСПб Сергей Сосновский высказал мнение, что подобная деятельность со стороны риэлтеров невозможна. По мнению г-на Сосновского, их активы закрыты для ‘внешней’ проверки, из-за этого и гарантии ‘от риэлтеров’ менее надежны, чем у страховых компаний. С диаметрально противоположных позиций выступил генеральный директор ‘Миэль СП’ Евгений Мазурин. Согласно его заявлению, ‘Миэль’ вскоре будет нести полную финансовую ответственность перед клиентами.

Сам себе страховщик

Это практика уже полтора года действует в головном отделении ‘Миэль-недвижимость’ в Москве. Клиентам выдают финансовые сертификаты на все квартиры, прошедшие юридическую экспертизу агентства. С начала 2003 года подобные документы стали давать и по объектам долевого строительства. Эта услуга не имеет фиксированной стоимости, но минимальный размер комиссионных агентства за сделку возрастает с 4 до 6%. Сертификат гарантирует, что, если у клиента возникнут серьезные юридические осложнения, компания возместит ему стоимость квартиры на момент обращения (а не зафиксированную при подписании договора). Выдано уже 1672 сертификата, по ним было три обращения. В двух случаях клиенты получили другое жилье, а ‘проблемные’ объекты прошли юридическую очистку и были проданы агентством. В одном случае проблемы были решены без переселения клиента. По этой же схеме ‘Миэль’ намерен работать и в Петербурге. Пока клиенты могут получить лишь юридические гарантии, подразумевающие в проблемных случаях участие агентства ‘до положительного результата’.

Пока компания накапливает активы и приобретает ликвидные объекты для перехода на принятую в Москве схему. Впоследствии планируется распространить ее на сегменты загородной и коммерческой недвижимости. Напомним: аналогичная инициатива агентства ‘Бекар’ гарантировать сделки своими активами привела к разногласиям фирмы с большинством участников рынка и стала одной из главных причин выхода этой компании из Ассоциации риэлтеров. Ситуация повторяется. По словам генерального директора ‘Миэль СП’, его уже ‘просили воздержаться’ от выхода на рынок с подобной услугой. Однако московское руководство твердо намерено продвигать ее. ‘Конечно, выйти на рынок с таким предложением — сильный ход, который не все компании могут себе позволить. Есть целый комплекс причин, по которым питерские компании не готовы следовать нашему подходу. Например, это неизбежно вызовет снижение агентского процента. У нас агенты могут получать не более 40% от комиссионного вознаграждения, еще около 20% мы должны отчислять в ‘стабилизационный фонд’, создавая финансовую основу наших гарантий’, — говорит Евгений Мазурин.

Дмитрий Сперанский

Комментарии закрыты.

« »